«Нет более феминистской цели, чем борьба с изменением климата», — заявляет уроженка Пакистана Фатима Бутто в рубрике «Мнения» The Guardian. Авторка объясняет: в 2022-м в Пакистане произошло масштабное наводнение. Его причина — изменение климата. Женщины пострадали от наводнения гораздо больше мужчин. Женщины страдают от последствий любых природных катастроф больше мужчин. Значит, феминистки обязаны бороться с изменением климата.
Чертовски логично — если ты не зришь в корень.
Обратите особое внимание на этот отрывок из колонки Фатимы:
«Кроме того, во время экстремальных погодных явлений резко возрастает угроза сексуального насилия. ООН обнаружила, что с засухой в Уганде вырос уровень домашнего и сексуального насилия».
Во время наводнения растёт уровень воды. Это верно. Во время засухи растёт температура воздуха. Это верно. Но говорить, что во время ЧС «растёт уровень насилия», это просто высший пилотаж в искусстве закрывания глаз на истинную причину вещей. Переведём отрывок на нормальный язык:
«Кроме того, во время экстремальных погодных явлений мужчины чаще насилуют женщин. ООН обнаружила, что с засухой в Уганде мужчины стали чаще бить и насиловать своих жён и партнёрок».
Я уже говорила о том, как важно не выносить за скобки действующих лиц. И повторю это ещё раз. Если ты пишешь, что во время наводнения или засухи «растёт уровень насилия» — неудивительно, что ты приходишь к выводу «нужно бороться с изменением климата». Ведь «уровень насилия» безлик. Он растёт как будто сам по себе. Но это не так. А если ты напишешь: «Во время природных бедствий мужчины всё чаще избивают и насилуют женщин», тебе придётся подумать: в чём корень этой проблемы? Разве в засухе? В наводнении? В изменении климата? Почему женщины не избивают мужчин во время наводнений и засух?
...Я часто вижу указания, чем «обязаны» заниматься феминистки «вместо всякой ерунды». Правами только тех женщин, которые лишены даже базовых прав. Правами детей. Правами мужчин. Правами людей нетитульных национальностей. Правами всего человечества. Правами коров, свиней и куриц.
Правами кого угодно — кроме женщин. Любыми проблемами — кроме патриархата.
При любой чрезвычайной ситуации больше всего страдают уязвимые и угнетённые группы. Женщины — угнетённая группа, потому что мы живём в патриархальном обществе. Чтобы женщины перестали непропорционально страдать — нужно бороться не с изменением климата, а с патриархальными установками. Патриархальная установка № 1 — «мужчины лучше женщин, женщины не равны мужчинам».
Вот почему во время ЧС мужчины в первую очередь спасают себя. (Помните, как выглядел аэропорт Кабула, когда талибы вошли в Афганистан?) Вот почему мужчины считают себя вправе бить и насиловать женщин, а в чрезвычайных ситуациях — неравномерно распределять или отнимать ресурсы вроде пищи, чистой воды и лекарств.
Борьба с изменением климата не повлияет на корень проблемы. Важно это видеть и понимать. И не указывать феминисткам, какую ещё проблему мы обязаны решить, прежде чем подумать о женщинах.